Версия для слабовидящих

Консультация для воспитателей «Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой»

Подготовила воспитатель ИЗО Замиралова Д.Е.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура это объёмное изображение, выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т.д. Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений педагогу, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей.

Содержание произведений, с которыми знакомим детей, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступна детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения – об этом надо помнить педагогу. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, при знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства.

Знакомство дошкольников со скульптурой можно начать со скульптур разных по содержанию и выполненных из различных материалов. Дети с интересом рассматривают скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства. Рассмотрев с дошкольниками несколько произведений, подводят их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, важно при этом обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа.

При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф.

Давая детям понятие о круглой скульптуре отмечаем, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все ее стороны и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обращаем внимание дошкольников, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом.

При знакомстве с монументальной скульптурой даем понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины). Обращаем внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт, а скульптор создавая данный вид скульптуры, использует материалы твёрдые, на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями организуем с воспитанниками экскурсии с посещением памятников города. В ходе таких экскурсий рассказываем детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведён и в какой исторический период. Кроме того, обращаем особое внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приёмы, благодаря которым передан характер изображенного героя.

При ознакомлении с памятниками даем понятие, что данное произведение искусства создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения.

Давая понятие станковая скульптура отмечаем, что она отличается соразмерностью, передает индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обращаем внимание дошкольников, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений.

Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает ее. Рассматривание станковой скульптуры проводим на близком расстоянии надолго остановившись перед данным произведением, погружая дошкольника в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая рассказ, заглядывая в душу персонажей. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства можно организовать экскурсию на выставки коллекций станковой скульптуры и скульптуры малой формы. При рассматривании скульптурных произведений не только сообщаем детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задаём наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращаем внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя.

При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст - это может быть только голова и даже маска.

Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделяем такие разновидности скульптур как торсстатуя, группа, ансамбль, скульптурные группы.

Скульптура малой формы – это вид станковой скульптуры.

При ознакомлении детей с Рельефом даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов.

Отмечаем, что рельеф подразделяется на:

· барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

· горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

· контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё.

В работе с детьми мы традиционно знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой. Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы. Да мы все привыкли думать: изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе.

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой. Знакомство с произведениями скульптуры начинается в средней группе и продолжается в старшей группе.

Средний дошкольный возраст:

· формировать представления детей о скульптуре малых форм как виде изобразительного искусства (ее объеме, материале, функции и т.д.);

· содействовать пониманию характера художественного образа в произведениях изобразительного искусства и его связи с выбранными художником выразительными средствами.

Старший дошкольный возраст:

· формировать представления о жанрах скульптуры;

· расширять представления о скульптуре малых форм, познакомить с монументальной, станковой, декоративной скульптурой (в зависимости от местных условий), ее функциями, спецификой (7-й год);

· расширять сведения о средствах художественной выразительности.

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действия. Имеется скульптура жанрового характера, например: «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе».

При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей.

Воспитатель предлагает всем детям «пойти» на выставку и рассмотреть скульптурные работы. Дети с интересом осматривают мини-скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства, используя выразительные средства скульптуры. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала. Так, у шестилетних детей воспитатель спрашивает, чем скульптура отличается от живописи и книжной иллюстрации. Если они не смогут ответить, то педагог в доступной форме объясняет, что в скульптуре в отличие от рисунка передается объемно-пространственное изображение.

Рассмотрев с детьми несколько фигурок, педагог подводит их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала (камня, фаянса, глины, дерева и др.). Затем предлагает старшим дошкольникам самостоятельно определить, из какого материала выполнены остальные фигуры, представленные на выставке. Очень важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. Так, например, рассматривая скульптуру из фаянса «Медвежонок», надо показать, как скульптор сумел передать тревогу и испуг своего героя. Оставшись без мамы-медведицы в большом лесу, медвежонок в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить: идти вперед или нет.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

·

o В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

o Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

o В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; относится к скульптуре которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаѐт скульптор.

o В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

o В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средств.

Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаемся строгой последовательности ее обследования (Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина) с этой целью выделили для себя следующие этапы работы:

Целостное восприятие скульптуры:

· привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;

· определить содержание скульптуры.

Анализ скульптуры:

· определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;

· пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;

· кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

· целостность восприятия:

· рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;

· найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.

Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.